Рассказ "Побочный эффект" Автор: Риша (Рина Михеева) Аннотация: Дом нужен не только людям или зверям. Без своего дома не обойтись и целым народам или расам. Особенно если прежний разрушен взрывом сверхновой или другим космическим катаклизмом. Но как быть, если у найденного с таким трудом дома уже есть хозяева?
Специально для фестиваля "Кто в теремочке живёт?"
Фырк лежал на влажном песке, смотрел на море, наслаждался минутами одиночества. Поднял голову — небо налилось густой ночной синевой, Луну затянуло тучей, зато звёзды проступали всё ярче, подмигивали, манили куда-то, напоминали… о многом. О бесконечном пути через суровый океан Космоса, пути, в котором он и его немногие выжившие сородичи едва не потеряли себя, соскользнув за грань жизни. Многие из их народа ушли туда — в Великое-Нематериальное. Кто-то добровольно, кто-то потому, что не хватило сил, чтобы отыскать новый дом, где можно будет продолжить жить в мире материи.
Их планета погибла при взрыве сверхновой. Они знали, что это произойдёт, были готовы или думали, что готовы. Но есть вещи, к которым подготовиться нельзя. Как и многие другие расы, избравшие путь преимущественного развития духа, они не обладали достаточно совершенной техникой и не могли построить корабли для поиска нового дома в безбрежности Космоса. Зато они умели отделять сознание от тела и отправлять его в полёт. Долгий путь… Величественный и страшный полёт через тёмную бездну, что едва не свела их с ума. Прежде они не отваживались забираться так далеко, но в тот раз у них не осталось выбора.
Те, кто справился, добрались до Земли, маленькой планеты на окраине Галактики. Маленькой, но неожиданно густо и разнообразно населённой. Может быть, даже слишком разнообразно. Они оказались не первыми беженцами, отыскавшими здесь приют.
Аборигены этого мира не производили впечатления разумных существ. Да, они строили города, дороги и заводы, но это ещё не признак истинной разумности. Зато они уничтожали себе подобных и собственный мир, а это уже признак опасной болезни разума, смертоносного безумия. От такой расы можно и даже нужно избавиться, пока она не уничтожила прекрасный мир, наполненный жизнью до краёв, щедрый, великолепный, достойный жителей, которые будут его беречь.
Но прежние беженцы почему-то не сделали этого, и сородичи Фырка решили не торопиться. Выживание больше не являлось проблемой, значит, можно и нужно изучить мир и его коренных обитателей повнимательнее.
Лучше бы они этого не делали… Или всё же не лучше? Иногда Фырка, бывшего правителя своего народа, одолевали сомнения. Их великая раса теперь ведёт образ жизни… весьма неожиданный для столь развитых существ. И всё же в нём есть свои преимущества… А чистая совесть, не запятнанная уничтожением созданий, которых нельзя уверенно отнести к лишённым разума, того стоит. Или нет?
Поблизости словно всплеснул оживший клочок ночи — промелькнули чёрные крылья, рядом на песок опустился старый друг. Не внешний вид рождал узнавание, но их суть, остававшаяся неизменной. Или и она уже изменилась? Да… это неизбежно.
— Ну что, не жалеешь, что выступал за сохранение людей? — друг всегда отличался прямолинейностью, и его мысленная речь воспринималась суховатой, жёсткой, но всё равно непередаваемо родной.
— Посмотри, во что ты превратился? Во что превратились все мы!
Фырк мысленно пожал плечами. За долгие годы, проведённые рядом с людьми, он усвоил язык их тел и мимику настолько хорошо, что непроизвольно "переводил" на этот язык свои эмоции и часть мыслей.
— Мы обогатились новыми знаниями, новым пониманием, новыми… чувствами.
— Чувствами?! — послал саркастичную мысль старый друг. — И что же ты чувствуешь, когда видишь, как люди убивают других людей, как мучают животных, как терзают собственный мир?!
— Боль… горечь… сожаление… сострадание… Я чувствую многое. И ты — тоже. Больше, чем было прежде — в нашей прошлой жизни, в нашем родном мире, разве не так? Они ведь делают не только это. И вызывают не только эти чувства.
— Конечно… — друг нахохлился, скребыхнул когтистой лапой песок, оставляя глубокие борозды. — Они много чего вызывают. И всё равно… Разве они достойны такого прекрасного мира да и просто жизни?! После всего, что творят…
— Ты сам не смог бы… Не сумел бы их уничтожить, — тихо произнёс Фырк.
Друг молчал. Ему нечего было возразить. Он не смог бы.
Как не смогли прежде другие. Например, обитатели Целестии. Добравшись сюда сквозь ледяные пустоши космоса после гибели своего светила, они были слишком обессилены, чтобы немедленно разделаться с людьми, занять их тела и построить другой мир, в котором они могли стать полноправными хозяевами планеты. Используя свой опыт и знания, они сумели бы многократно увеличить продолжительность жизни человеческих тел, хотя, конечно, и этого мало для уроженцев Целестии, чей жизненный срок исчислялся тысячелетиями. Но разве сравнишь эту перспективу с тем, можно сказать, жалким существованием, которое влачили они теперь, бесконечно переселяясь из одних краткоживущих тел в другие, а то и оставаясь в нематериальном состоянии. Стоило лишь признать людей не-разумными существами… Или существами, поражёнными опасным безумием. И всё могло быть иначе.
Однако… пока беженцы приходили в себя, они успели познакомиться с людьми лучше, и, на беду ли свою или счастье, но успели приобщиться к тому, что люди называют искусством. Это поразило их. Особенно потрясло, что люди изображали в своих легендах, эпосе, картинах и романах драконов — существ, поразительно похожих на них самих — на жителей Целестии! Сами целестиниане никогда не изображали того, чего не видели. Прежде им было незнакомо понятие художественного вымысла как такового. Поначалу они решили, что люди уже встречались либо с их отдалёнными предками, либо с народом, очень похожим на них. Решили разузнать всё получше и…
Они так и не узнали доподлинно, имел ли место контакт и с кем именно, но поняли другое — люди способны создавать в воображении то, чего никогда не видели! Воспроизводить с помощью странных инструментов и собственных голосов то, чего не слышали! Музыка очаровала целестиниан, романы, стихи, картины — потрясли, сама концепция вымысла, бесконечной игры воображения — пленила. У них не осталось выбора. Они не могли покуситься на людей, пусть даже процент подлинных творцов среди них был ничтожен.
Эта раса порождала Не-Бывшее-Прежде. Или прозревала существующее — в недоступных далях, в других Галактиках, в иных Вселенных или измерениях… — кто может знать? Как поднять на неё руку? Ответ целестиниан был однозначен — никак.
Прежде нечто подобное случилось и с уроженцами Муазании. Это было в весьма отдалённые времена, и Фырк слабо представлял себе, какими эти существа были прежде — в своём собственном мире, давно погибшем в очередной катастрофе планетарного масштаба. Даже муазанцы этого уже, кажется, не помнили… Они умели почти постоянно существовать вне тел. Временами муазанцы "вселялись" в людей, потому что умели делать это столь осторожно, что не причиняли вреда их хрупкой психике и нервной системе. По крайней мере, муазанцы, теперь предпочитающие называть себя Музами, в это верили. Хотя у Фырка имелись некоторые сомнения. Он подозревал, что иногда всё же причиняли… Но это вопрос тонкий, и не ему, оказавшемуся в этом мире сравнительно недавно — каких-то пятнадцать земных лет тому назад — об этом судить.
Музы вели свою сложную игру, передавая идеи, перенося их от человека к человеку, как пчёлы переносят пыльцу с цветка на цветок, создавая таким образом изумительные гибриды идей. Хотя иногда эта деятельность давала эффект в виде повальной "моды", когда люди совершенно независимо друг от друга начинали писать примерно об одном и том же. Музы же лишь веселились. Эти эфемерные создания прижились на Земле просто идеально. Они наслаждались своими играми!
Реалниане, на своей родине обитавшие в водах океана, пытались занять тела дельфинов, касаток, китов, но обнаружили, что те разумны и во многом подобны им. В результате им пришлось довольствоваться полуматериальной формой существования — к счастью, они в какой-то мере умели управлять материей, и теперь люди изредка сталкивались с ними, принимая то за русалок, то за речных нимф. Земля, планета на редкость изобильная органикой, превратилась в своеобразный лагерь беженцев, и только сами люди не подозревали об этом. И тем более не могли даже подумать, что от потенциальной угрозы из космоса их способно защитить вовсе не оружие, а творчество и чувство юмора — ещё одно свойство людей, пленившее тех, что могли бы стать их пленителями, но скорее — уничтожителями.
Друг неожиданно мысленно засмеялся. Прочёл в открытом для него разуме Фырка невозможно смешную историю про дракона, который не знал, как избавиться от навязавшейся на его шею принцессы, а рыцарь, наивно считавший её пленницей, всё стремился спасти "несчастную". И тогда она вступила в сговор с драконом, чтобы избавиться от навязчивой заботы рыцаря и подыскать для неё другого дракона — более принцессолюбивого.
— У жизни рядом с людьми свои преимущества, — усмехнулся Фырк. — Мои люди часто читают книги, а я научился подключаться к их сознанию напрямую и уже могу наслаждаться всем, что они когда-либо прочли, услышали или увидели! Поверь, это дорогого стоит! Не передумал ещё держаться от них вдали?
— Я, кажется, уже не смогу… без неба, — друг вздохнул и посмотрел на звёзды. — Привык к крыльям. Но и я иногда "подслушиваю", — признался он. — И всё-таки они безумны.
— Я недавно узнал, что люди часто считают безумными гениев. Что гениальность или даже талант — сам по себе отклонение. Что если…
— Их таланты — побочный эффект их безумия? — против воли заинтересованно продолжил друг.
— Может быть, — прошептал Фырк. — У них нет ограничений. Они не признают их. Даже реальность не является для них ограничением. Поэтому одни проваливаются в бездны, зато другие — способны взлетать в небеса. Они умеют любить и ненавидеть, как никто из нас. Они способны любить даже тех, кого сами придумали или думают, что придумали. Разве можем мы уничтожить их? Или хотя бы осмелиться вмешаться в их жизнь. Ты всё ещё думаешь, что можем?
Друг молчал. И в этом молчании было признание правоты Фырка.
— Фыыыр… — донёсся издалека девичий голос. — Где ты опять пропадаешь, Фыыр! — последняя буква его нового имени привычно терялась при крике.
— Ну, мне пора, — серый полосатый кот поднялся, встряхнулся, бросил прощальный взгляд на нахохлившегося ворона и побежал на зов.
Земля, планета на редкость изобильная органикой, превратилась в своеобразный лагерь беженцев, и только сами люди не подозревали об этом. И тем более не могли даже подумать, что от потенциальной угрозы из космоса их способно защитить вовсе не оружие, а творчество и чувство юмора — ещё одно свойство людей, пленившее тех, что могли бы стать их пленителями, но скорее — уничтожителями.
Удивительный взгляд на мир))) Очаровательный рассказ, Ришенька!!!
В самой "гуще" населенной удивительными существами планеты, время будто останавливается, в и центре внимания оказывается беседа кота и ворона! Животные и птицы - правда, удивительные создания. Может, они и в самом деле, пришли к нам на радость из других миров???
OlgaVeshneva, Оленька, спасибо огромное!!!:))) Очень рада, что понравилось!:) Коты и вороны-то наши... - по этой версии)) - но в некоторых из них "вселяются" пришельцы из других миров... находя себе приют в нашем мире с их помощью)) Сердечно благодарю!!!
Риша, А это великолепное видео, чьих лап дело!?!:-))) Об остальном распространяться не буду, т. к. на этот раз я была первым читателем и все, что думаю, высказала тебе прямо в глаза со всей, свойственной мне, прямотой!:-))) Впрочем, кое-что могу и повторить: изумительно, восхитительно, прозорливо, да просто ГЕНИАЛЬНО !!!
Люша Котина, Спасибище, Люшенька!!!:))) Люблю прямоту!:)) Особенно - такую!:))))) А если серьёзно, очень рада, что понравилось, мамуль!:) Чьих лап видео - не знаю... И тоже рада, что понравилось!:)
Не совсем уверена, что рассказ соответствует теме фестиваля:)) Если нет - без вопросов унесу к себе в Башню! :))
я так понимаю, что должна выступить в роли эксперта по этому вопросу. Как главный зачинщик, да? Ну что - буду честна и непредвзята, как всегда. Действительно, не совсем. Поскольку как в условиях сказано, "в центре сюжета должно быть необычное здание", а зданий тут никаких нет. НО! С другой стороны - планета Земля ведь и есть наш Дом! И эти существа нашли свой Дом. Значит, вполне соответствует. Да и вообще, неужели у меня поднимется рука куда-то переставлять этот чудесный рассказ? Нет, конечно же, не поднимется.
Цитата: Риша
Земля, планета на редкость изобильная органикой, превратилась в своеобразный лагерь беженцев, и только сами люди не подозревали об этом.
Подозревали - те, кто смотрел "Люди в черном"! Там все так и есть А может, так и есть?
Цитата: Риша
от потенциальной угрозы из космоса их способно защитить вовсе не оружие, а творчество и чувство юмора
хорошо бы... если она будет, эта угроза. Впрочем, чувство юмора от много может защитить.
Цитата: Люша Котина
изумительно, восхитительно, прозорливо, да просто ГЕНИАЛЬНО
я так понимаю, что должна выступить в роли эксперта по этому вопросу. Как главный зачинщик, да?
Ага!:))) Вот и я подумала - строения нет! Но планета - тоже Дом! В более широком смысле...))) И существа его нашли, да:))) Спасибо огромное, Леночка!
Цитата: lenaleeva
Подозревали - те, кто смотрел "Люди в черном"! Там все так и есть А может, так и есть?
А может!:)) Очень может быть, что не зря такие и подобные мысли бродят в умах людей... Но там вроде все в собственных телах были пришельцы? Я уже подзабыла))) Или "подселенцы" в чужие тела тоже?
был один, который таракан. В первой части. И были, который маскировались - в искусственных телах. Всякие были. Но такого, как ты тут насочиняла - не было. Ничего подобного, во всяком случае, мне не встречалось. Абсолютно свежо и оригинально. Мне очень понравилось! Хоть и нет зданий. Потому что тут они и не нужны, тут все гораздо глобальнее.
Вот так "побочный эффект"!!!))) Ришенька, вот честное слово, когда встречаются такие вещи, даже невозможно подобрать слова...) Читаешь, и понимаешь, насколько глубоко автор там, внутри этого процесса мироздания, насколько умеет видеть мир, Вселенную, все эти вещи, что лежат в основе всего, неразрывную связь духовного и материального... Это... НЕВЕДОМОЕ!*) Но ведомое автору этого удивительного рассказа!) Спасибо, сильно и впечатляюще!)
Аборигены этого мира не производили впечатления разумных существ. Да, они строили города, дороги и заводы, но это ещё не признак истинной разумности. Зато они уничтожали себе подобных и собственный мир, а это уже признак опасной болезни разума, смертоносного безумия. От такой расы можно и даже нужно избавиться, пока она не уничтожила прекрасный мир, наполненный жизнью до краёв, щедрый, великолепный, достойный жителей, которые будут его беречь.
вот как нас видят иные! И приятно,что есть в людях то,что недоступно иномирянам-вот какой симбиоз навыков, умений и чувств получился-красота!
Замечательный рассказ!!! Такие соседи у нас, что просто радуюсь за нас, людей, в целом, и за конкретных, в частности!!! Особенно за жителей Хобби-Ленда
И хочу признаться, что у меня гуляли мысли, почему нет чего-нибудь космического, что-нибудь про планету, т.к. она является тоже домом. А теперь понимаю, что у меня склероз, т.к. про условие "в центре сюжета должно быть необычное здание" я напрочь забыла
Цитата Аборигены этого мира не производили впечатления разумных существ. Да, они строили города, дороги и заводы, но это ещё не признак истинной разумности. Зато они уничтожали себе подобных и собственный мир, а это уже признак опасной болезни разума, смертоносного безумия. От такой расы можно и даже нужно избавиться, пока она не уничтожила прекрасный мир, наполненный жизнью до краёв, щедрый, великолепный, достойный жителей, которые будут его беречь.
- Это точно! Если посмотреть со стороны - и правда не назовёшь людей разумными существами...
Цитата Музы вели свою сложную игру, передавая идеи, перенося их от человека к человеку, как пчёлы переносят пыльцу с цветка на цветок, создавая таким образом изумительные гибриды идей. Хотя иногда эта деятельность давала эффект в виде повальной "моды", когда люди совершенно независимо друг от друга начинали писать примерно об одном и том же. Музы же лишь веселились. Эти эфемерные создания прижились на Земле просто идеально. Они наслаждались своими играми!
- Ух ты! :)
Цитата — Может быть, — прошептал Фырк. — У них нет ограничений. Они не признают их. Даже реальность не является для них ограничением. Поэтому одни проваливаются в бездны, зато другие — способны взлетать в небеса. Они умеют любить и ненавидеть, как никто из нас. Они способны любить даже тех, кого сами придумали или думают, что придумали. Разве можем мы уничтожить их? Или хотя бы осмелиться вмешаться в их жизнь. Ты всё ещё думаешь, что можем?
- Вот что нас спасает!
Цитата: Люша Котина изумительно, восхитительно, прозорливо, да просто ГЕНИАЛЬНО !!!
Присоединяюсь! Ришенька, да я часто так восторгаюсь твоими произведениями, даже если восторги особо не доносятся через комментарии))